Антон Висков — автор музыкальных заставок ко многим программам телеканала, саундтреков к анимационным сериалам «Хуторок» и «Кто-то рядом».
Выпускник Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского. Член-корреспондент Международной академии творчества, композитор Международного Фонда Единства православных народов, исследователь фольклора и старинной музыки. Участник отечественных и международных фестивалей: «Русская зима», «Таланты России», «Звёзды в Кремле», «Московская осень» и др. Автор многих культурно-просветительских концертных проектов («Музыкальная Библия», «Музыкальная история человечества», «Хоровая Мистерия России» и др.), лектор, ведущий музыкальных радиопрограмм. Арт-директор и композитор Московского Ансамбля духовной музыки «Благовест». Автор музыки к художественным и документальным фильмам. Награждён медалью «За заслуги перед Отечеством» Второй степени. С Детским семейным образовательным телеканалом «Радость моя» сотрудничает со дня его основания. Музыка Антона Вискова звучит во многих программах телеканала, в том числе «Закон Божий», «Повесть временных лет», «Истории Ветхого Завета», «Аты-баты». Автор саундтреков к анимационным фильмам «Хуторок», «Кто-то рядом», «Князь Владимир» .
— Когда вы поняли, что ваше призвание — сочинять музыку?
— В детстве я мечтал стать машинистом. До сих пор с завистью заглядываю в кабины локомотивов. Затем пришло увлечение старинной русской архитектурой, и я мечтал стать реставратором. Но музыку записывал все время, начиная с семилетнего возраста, когда начал учиться в музыкальной школе имени Гнесиных. Все тетрадки того времени сохранились, и после обработки вполне могли бы сгодиться для исполнения современными юными музыкантами. Постараюсь их скоро выпустить. А то, что мое призвание именно сочинять музыку, я до сих пор еще не вполне уверен. Я бы сказал, что это мой долг. Моя ответственность за данные мне способности.
— У вас музыкальная семья?
— Мой дедушка по материнской линии — Федор Васильевич Висков — родился в селе Трубино, где сейчас восстановлена замечательная церковь Преподобного Сергия Радонежского. У дедушки был небольшой, но приятный бас, и он часто пел на клиросе. Младший брат Платон также унаследовал неплохой голос, а мой отец — Олег Викторович Висков — сам является композитором-любителем, сочиняющим музыку еще со студенческой скамьи, хотя по профессии он математик. Наверное, поэтому учёба в музыкальной школе давалась мне легко и не требовала больших усилий.
— Вы пишете самую разную музыку, в том числе и к мультфильмам. Расскажите, пожалуйста, как это происходит.
— Когда я вижу картинку на экране, я тут же слышу, что должно звучать в соответствии с характером изображения, темпом движения, репликами актеров. Так что остается все это только записать. Притом на одно изображение можно писать бесконечное число различных мелодий. Ещё можно записывать нотами все звуки, которые слышны вокруг: шум ветра, дождя, гудки автомобилей, звук летящего самолета, голоса людей. Если мне необходимо написать музыку на стихотворение, я просто сажусь и сразу записываю мелодию. Так, например, слова молитв, псалмов сразу же звучат в виде мелодий, порой различных на один и тот же текст.
— Сколько музыкальных произведений Вы написали? В некоторых источниках сказано, что у Вас более 400 работ!
— Основная сфера моей деятельности — духовная музыка. Уже более 20 лет я сотрудничаю с Московским Ансамблем духовной музыки «Благовест», являюсь его арт-директором и композитором. Для концертов Московской Академической Государственной Филармонии, Московского Международного Дома Музыки мною было написано большое количество различных сочинений, в том числе, песнопения Всенощного бдения и Литургии. Ещё сотрудничаю с Московским Синодальным хором под управлением Алексея Пузакова, Мужским хором Сретенского монастыря. А если вести подсчёты… По сравнению с Бахом и Генделем, можно сказать, что я безработный! Для того чтобы просто переписать ноты их произведений, не хватит жизни. Иначе говоря — мне нужно ещё создавать и создавать!
— В какой момент своей творческой жизни Вы стали интересоваться духовной музыкой?
— С 1983 года, с самого начала моей творческой деятельности. Получается, почти 30 лет. У меня дед пел в церковном хоре, да и я всегда тяготел к русской старине. Даже тогда, когда многое было запрещено... Сочинять духовную музыку для меня — естественно, как дышать. Ведь она готовит к непосредственному общению с Богом.
— По своему музыкальному образованию Вы композитор и флейтист. Каковы изобразительные возможности этого инструмента?
— Это замечательный инструмент, один из самых древних. Даже сейчас в метро можно увидеть продавцов с флейтами, вырезанными из камыша. Очень интересный инструмент! Георгий Свиридов, мой учитель и наставник, говорил, что в флейту нужно дуть, как… в дупло. Она создаёт природный звук — звук дерева. Можно сказать, что флейта — первооснова звуков. Сейчас флейт много, для непосвященного уха разница звучания не слышна: флейта и есть флейта! А ведь существуют разные виды звучания: русская школа, французская, немецкая. Я давно исполнительством не занимаюсь, уже нет ни времени, ни сил, хотя желание ещё есть. Иногда, сдув пыль с футляра, взяв в руки дорогой мне инструмент, я играю, издаю некоторые звуки. Но настоящее исполнительство требует постоянной тренировки, это касается любых инструментов. А вот в композиции всё наоборот: чем меньше занимаешься, тем лучше получается. Невозможно из колодца черпать воду всё время. Нужно давать возможность приходить свежей. У всех это происходит по-разному. Есть такое понятие — творческая потенция. У Бетховена была мания писать музыку, Чайковский считал, что вдохновение рождается из труда и только во время труда. У всех по-разному. У меня лучше получается, если я пишу меньше.
— Вы интересуетесь фольклором, старинной музыкой. Они являются для Вас источником вдохновения или, скорее, образцами для подражания?
— В фольклорные экспедиции мы ездили от консерватории по учебному плану. Но, несмотря на обязательность этой практики, было всегда интересно, потому что древние пласты музыки, любого народа, не только русского, не могут не воздействовать на современного слушателя в силу того, что обладают огромной художественной силой. Не зря сегодня так высок интерес к фольклорной музыке. Многие композиторы обращают свои взоры в его сторону. Сейчас даже появилось такое направление — «мировая музыка», которое сочетает в себе фольклорные традиции разных народов. Мне в этом плане ближе подход «кучкистов» во главе с В.Стасовым, идеи которого можно считать образцом музыкальной критической мысли. Я «кучкист», во всяком случае, мне бы хотелось таковым себя считать (Примечание редактора: речь идёт о взглядах композиторов «Могучей кучки», которые записывали, изучали и разрабатывали образцы народного фольклора, смело использовали народную песню и в симфонических, и в оперных произведениях). Их идеи, пафос их музыки не устаревает. Никто ещё подобных высот в музыкальном искусстве не достиг.
— Что помимо музыки Вас привлекает в жизни?
— Ещё меня привлекает декламационно-ораторская деятельность. Не назову её артистической, но у меня много проектов, в которых я выступаю как ведущий. Это цикл «Православие и русская культура», он посвящён теме отражения идей православия в творчестве наших писателей и поэтов: Пушкина, Гоголя, Есенина, Рубцова, Шмелёва. Продолжается цикл «Детская Библия» — образы Ветхого и Нового Заветов в шедеврах мировой духовной музыки, это для Московской филармонии и Дома музыки. Деятельность ведущего даёт мне возможность отдохнуть от сочинительства. Ведь, по мнению композиторов, процесс исполнения стимулирует процесс сочинения. Я получаю хорошую возможность напитаться вдохновением, чтобы потом продолжить сочинять.
— Можно сказать, что Вы состоялись как композитор, как творческий человек? Насколько важно для Вас признание публикой и общественностью Ваших заслуг в деле музыкального просвещения?
— Я живу с ощущением, что главный Суд ещё предстоит. Вот о нём постоянно думаю. И каждый, считаю, должен помнить именно об этом. К этому Суду, честно скажу, ещё не готов. Надо много работать, много успеть, чтобы было не стыдно. Не для званий и наград участвую во многих интересных проектах, а именно по зову души. Например, для меня очень важна работа в редколлегии по изданию Полного собрания сочинений Георгия Свиридова. Хочется сделать как можно больше в культурно-просветительской области. Очень многое меня связывает с Международным Фондом Единства Православных народов. Он создан по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и объединяет международную православную общественность. В 2010 году отмечалось 15-летие фонда. Сейчас Фонд находится под попечительством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Помимо основной работы, у Фонда есть важная миссия — вручение премий за выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов. Награждаются главы государств, ведущие иерархи церкви, политические деятели. Моя скромная роль заключается в музыкальном оформлении этого мероприятия. Проходит оно ежегодно, 21 января, в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя.
— С какого времени Вы сотрудничаете с телеканалом «Радость моя»? Что даёт Вам эта работа?
— Я сотрудничаю с этой компанией с момента её основания. Привёл меня сюда А.А.Пузаков, тогда ещё руководитель хора Третьяковской галереи. Создание музыкального дизайна для программ канала, который пропагандирует высшие духовные ценности, — очень интересный проект, он даёт широкий простор для творчества. Иногда то, что я делал для оформления передач, заставок, перерастало в концерты. И, наоборот: я брал какие-то фрагменты из написанного, из хоров, например, и использовал для оформления фильмов и программ телеканала. Я работал над программами «Закон Божий», «Повесть временных лет», «Аты-баты». Мои последние проекты — мультфильмы «Хуторок» и «Кто-то рядом». Сейчас работаю над оформлением цикла программ о новомучениках и исповедниках Российских.
Беседовала Оксана Приходько
Зинаида Кудрина
Руководитель интернет-проекта
|
27 мая 2012 | просмотров: 8409 | 1 |