Известная альтистка, заслуженная артистка России, солистка и концертмейстер группы альтов Национального Филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова, участник Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы». Выпускница Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского по классу альта, ученица профессора Ф.С. Дружинина. В разные годы работала в Госоркестре СССР под управлением Е.Ф. Светланова, ГАКО России под управлением К. Орбеляна, была участницей музыкальных фестивалей в Москве, Бостоне, Будапеште, Нойштадте, являлась арт-директором серии фестивалей «Три века русского альта» в Москве, художественным руководителем ансамбля солистов «Русская виола». В свободное от сольной и оркестровой деятельности время Светлана Степченко работает в студиях, озвучивая мультипликационные фильмы, а также увлекательно рассказывает детям о музыке в образе Виолетты Модестовны на телеканале «Радость моя».
— Вы — выпускница консерватории. А что было до неё? Где прошло Ваше детство?
— Я родилась в пансионате… Даже в паспорте сказано: Первая Зона Отдыха, пансионат «Клязьминское водохранилище». Выступать обожала с детства: уже в три года становилась на стул и под баян исполняла народную песню «Сапожки русские». Моим кумиром была Людмила Зыкина, которую я упорно называла Зыковой. Однажды она приехала с концертом в пансионат, и я увидела её за кулисами. Не помню, что она сказала, но помню, что она меня поцеловала. Потом была художественная самодеятельность, благодаря которой меня услышала бывшая артистка хора Большого Театра и предложила устроить меня в детский хор ГАБТа. В то же время в пансионате отдыхал директор Гнесинской школы-десятилетки – Зиновий Исаакиевич Финкельштейн, который предложил определить меня в свою школу. Мама выбрала скрипку, и я долгих 10 лет мучилась, играя на ней. А потом у меня появился альт, в который я просто влюбилась.
— Откуда такая любовь к музыке, к виоле, к альту?
— Альт — мой любимый инструмент! У меня есть о нём целый выпуск в программе «Академия занимательных искусств» на канале «Радость моя»! Единственная проблема — я мало играю! Хотелось бы больше. Альт — не просто скрипка, он обладает глубоким, трогательным и поистине певучим голосом, который сильно отличается от скрипичного. У него есть свои композиторы, свой репертуар. Может, поэтому ещё в 90-ые, в годы работы с Евгением Светлановым (прим. Ред. — выдающимся российским дирижёром, композитором и пианистом), мы решили с мужем, Владимиром Топоровым, создать Антологию русской альтовой музыки, куда вошли бы произведения с XVIII века до наших дней. Светланов потом назвал эту работу «творческим подвигом».
— Когда и как началось Ваше яркое сотрудничество с телеканалом «Радость моя»?
— Я рано осталась одна, без семьи. И слова о том, что я нашла семью на телеканале — не пустой звук. Маленькие зрители, для которых я делаю программу — это мои дети и по возрасту, и по ощущениям. Попала я на телеканал случайно. Давно дружу и творческой, и человеческой дружбой с Юрием Григорьевым. Мы делали совместные музыкальные спектакли для филармонии. Он знал, что я занимаюсь озвучкой мультиков, дублировала фильмы. И предложил: «Приходи к нам на «Радость», нужно озвучить что-то». Я пришла и попала… на озвучку кулинарной передачи. Потом, уже в коридоре, сказала Марине Юрьевне Шраменко, что кроме выразительных рассказов о приготовлении украинского борща я ещё кое-что умею. Потом «дядя Юра» позвал меня в Храм. И это было для меня откровением: люди вместе работают и молятся. Меня переполняли впечатления до такой степени, что после службы на общей трапезе я сыграла на альте Баха. А потом подумала: «Господи, это же детский канал!». И пригласила своих друзей сыграть для сотрудников канала «Детский альбом» П.И. Чайковского. Так всё и началось…
— Получается, Ваша жизнь теперь неразрывно связана с телеканалом?
— Теперь даже не представляю себя без него! Мне бы хотелось сниматься каждый день! Это же любимое занятие, несмотря на накладки, которые случаются в связи с концертами ансамбля Спивакова, с которым я сотрудничаю. Знаете, у меня дома не работает телевизор — у меня компьютер настроен на онлайн-трансляцию «Радости моей». Работа здесь многому меня научила. Например, теперь я точно знаю, что камера не прощает невнимательного отношения к своей внешности: на экране видны неухоженные руки и волосы. Здесь замечательные гримёры, просто художники! Я стараюсь следовать их советам и перед концертом. А ещё важна работа оператора. И осветителя! Но они меня любят: именно поэтому я такая красавица на экране!
— Какова история появления программы «Академия занимательных искусств. Музыка»?
— На канале появилась идея создать программу о музыке, даже был готов сценарий. Марина Юрьевна предложила мне ознакомиться с ним. По иронии судьбы, ведущим хотели видеть мужчину, маэстро. Но мне так понравилась идея, что эта роль стала моей. И я с головой окунулась в новое для меня дело! Знаете, как в самом начале было трудно! Я же не умела держаться перед камерой: всю жизнь за кадром! Когда я своими переживаниями поделилась с Мариной Юрьевной, она меня успокоила: «К сотому выпуску всё поймёшь». Я научилась держаться перед камерой к пятидесятому выпуску! Было трудно, не скрою. Иногда руки опускались. И тогда помощь приходила от профессионалов. Сергей Григорьев, например, посоветовал прикрепить листочек с текстом над камерой! А сколько ценных уроков актёрского мастерства мне дал дядя Юра! А ещё мне помогал альт. Как только я брала инструмент в руки, всё становилось на свои места.
— И как был придуман образ Виолетты Модестовны? Расскажите, пожалуйста!
— Образ мне помог создать креативный продюсер телеканала Андрей Сорокин. Я очень хотела, чтобы ведущую звали Виола, а мне объясняли: «Виола — это сыр! Никаких ассоциаций со старинным инструментом у большинства зрителей не будет!». И однажды прямо в коридоре телеканала Андрей радостно сказал: «Это будет Виолетта!». Имя было найдено. Ну, а Модестовна — это дань уважения Модесту Мусоргскому. В результате получился образ эксцентричной, но доброй училки, которая очень нравится детям. Они мне в письмах так и пишут: «Виолетта Модестовна, вы очень красивая и добрая!». Я считаю это высшей похвалой. И что интересно: ни у кого нет отторжения! Приходит огромное количество писем на сайт «Радость моя», на которые я с удовольствием отвечаю. И знаете, что интересно? Меня, оказывается, знают не только дети, но и их родители. Канал-то у нас семейный, программы смотрят всей семьёй. И это здорово, значит, наша программа интересна не только детской аудитории, но и взрослой!
— Если бы Вам предложили написать методическое пособие о том, как привлечь внимание ребёнка к музыке, что бы Вы записали в первых пунктах?
— О классической музыке нужно рассказывать интересно, детей необходимо постоянно чем-то удивлять. Не развлекать: классическая музыка — это серьёзное занятие. Рядиться в клоунский костюм я точно не буду, с ребёнком заигрывать не стану. Но привести интересные факты, показать инструменты, профессионально сыграть — это я могу и делаю. Я взяла за правило: в каждом выпуске хотя бы несколько минут играть, чтобы звучала живая музыка. Это никого не оставит равнодушным!
— Можно ли воспитать вкус к музыке в человеке, который не обладает какими-то музыкальными способностями?
— Как только ребёнок проявил интерес к музыке, нужно ему эту музыку «дать»: пусть музыка звучит в доме, пусть ребёнок познакомится с инструментом. Одна домристка рассказывала, что увидела свою домру, будучи младенцем: мама повесила инструмент над кроваткой ребёнка. Так началась любовь к музыке. Уверена — не существует ребёнка, который не проявил бы интерес к музыке: не запел бы, не захотел извлечь звуки из инструмента. Только родители не должны нагружать детей сверх меры. Музыкальное образование лучше получать в обыкновенной школе, иначе ребёнок может возненавидеть то, чем вначале мечтал заниматься. У меня есть много примеров, когда любовь к музыке убивали на корню непосильными испытаниями.
— Вы виртуозно не только играете на альте, но и озвучиваете мультфильмы. Как проявился этот талант?
— Вначале был фильм «Мой ласковый и нежный зверь», в котором я впервые спела за кадром. А потом пошло… Я даже сама точно не знаю, сколько фильмов я озвучила. Иногда слышу песню и понимаю, что это пою я. К сожалению, в титрах не всегда стоит моё имя. А в 90-е я «прописалась» на «Союзмультфильме». Вначале пела, однажды по просьбе режиссёра сказала два слова. И получилось! Даже похоже на Клару Румянову… Поющая актриса — это редкость и в те годы, и теперь. Музыкальная грамотность позволяла мне петь с листа, что очень ускоряло процесс записи. Когда денег не хватало, я стала дублировать американские мультфильмы. Неудовлетворённость страшная: каждый новый фильм глупее предыдущего. И я очень счастлива, что жизнь дала мне возможность оставить эту работу и заниматься чем-то более важным, полезным. Счастье, что кроме диснеевских фильмов у меня теперь есть «Гадкий утёнок». Теперь можно поставить ребёнку диск с этим мультиком и не бояться, что он останется наедине с героями. Ребёнок получит первые впечатления от чудесной музыки П.И. Чайковского. И это замечательно, потому что детей нужно воспитывать на лучших образцах искусства.
— Как Вы пришли к Богу?
— Меня очень поздно крестили, я уже училась в консерватории. Так получилось, что отец моего однокурсника по консерватории был священником. Вот он и стал моим духовником. Царствие ему небесное, этот замечательный батюшка уже ушёл из жизни. Так получается, что люди, которые мне очень нужны, меня оставляют: мама, муж, духовник… Сейчас меня очень тянет в домовый Храм телекомпании. Там поют хорошо. У меня слух абсолютный, если фальшивят, плохо поют — мне будет очень тяжело. Чистые голоса должны доносить нашу молитву Богу. А ещё этот Храм какой-то семейный, что ли.
— Вы занимаетесь благотворительностью, даёте бесплатные концерты детям. Расскажите о своем доброделании.
— Если я еду куда-нибудь, то обязательно прошу, чтобы мне дали возможность сыграть для детского дома, или для больных детишек, или для коррекционной школы. Для меня это потребность души.
Беседовала Оксана Приходько
Зинаида Кудрина
Руководитель интернет-проекта
|
5 июня 2012 | просмотров: 5356 | 1 |