Сообщить об ошибке Помочь телеканалу

Открытый урок. Блог

Россия — это страна, которая вечно умирает и вечно воскресает, возрождается. Россия — это страна Воскресения

События

Оставлять сообщения могут авторизованные пользователи

Вход  Регистрация

На вопросы о цикле произведений «Песнопения и молитвы» Георгия Свиридова ответил Александр Сергеевич Белоненко, племянник композитора, правообладатель его творческого наследия, Президент Национального Свиридовского фонда, кандидат искусствоведения, доцент Санкт-Петербургской консерватории, заслуженный деятель искусств РФ.

— Александр Сергеевич, известна ли Вам история создания цикла «Песнопения и молитвы» Георгия Свиридова? Когда возник замысел, а когда само произведение? А может быть, в Вашей памяти сохранились какие-то подробности работы композитора над этим произведением?

— Очень трудно определить хронологические рамки создания этого произведения, сказать, когда родился замысел, а когда произошло его воплощение. Во-первых, Георгий Васильевич обладал счастливым свойством — не задумывался о времени, и на его многочисленных рукописях почти нет дат. Из огромного количества нотных записей, входящих в произведение «Песнопения и молитвы», датированы буквально единицы. К примеру, хор «Святый Боже» Георгий Васильевич писал ещё в конце 70-х — начале 80-х годов. И вообще «Песнопения и молитвы» — это очень любопытное произведение. Дело в том, что оно ведь, в сущности, является частью огромной духовной православной оратории, которая предполагает участие оркестра, солистов, хора с оркестром и хора отдельно, a capella. При этом его можно рассматривать как отдельное сочинение. Так получилось, что всю свою духовную ораторию Свиридов так и не завершил, а вот «Песнопения и молитвы» практически завершил. Говорю «практически», потому что в этом цикле предполагается ещё один хор — «Благослови, душе моя, Господа», который остался в черновой записи. В нотах — начало и конец хора, а весь хор скороговоркой он сам записал и исполнил на рояле (один голос поёт сам), и это сохранилось в виде аудиокассеты.

— Существуют ли какие-то типовые приёмы свиридовского хорового письма?

— Вся тайна свиридовского хорового письма заключается том, что у него как раз нет каких-то типовых приёмов. Если, к примеру, представить, что Петр Ильич Чайковский записал своё произведение на аудиокассету, мне бы не составило труда по слуху воспроизвести всё это на нотной бумаге, потому что у Чайковского четыре голоса и всё. А у Свиридова всё гораздо сложнее, у него в начале может быть два голоса, в середине — 12, а в конце — 5 голосов. И каждая часть имеет свою совершенно особую оркестровку, без типовых приемов. Понимаете? И вот в этом сложность — невозможно «вычислить» и записать в нотах то, как он бы это расположил по голосам. Но кроме этого хора «Благослови, душе моя, Господа» все остальные 26 номеров, Слава Богу, остались в нотах. И мне удалось восстановить весь замысел, потому что на самом деле Георгий Васильевич успел подготовить при жизни 16 номеров, 10 из которых вошли в ноты, сейчас они изданы. Весь составленный Свиридовым композиционный план, что мне удалось найти, сейчас издан. На концерте «Страна Воскресения» впервые прозвучали все 26 записанных в нотах Свиридовым номеров.

— Кто автор замечательной идеи — соединить музыку Свиридова с фресками Дионисия?

— Идея принадлежит Алексею Пузакову, художественному руководителю хора Третьяковской галереи. Идея, я считаю, счастливая — потому что, во-первых, сам Свиридов был глубочайшим знатоком русской иконописи, и он обожал Дионисия. Дионисий и Рублев — это были его два самых любимых изографа. Во-вторых, музыка Свиридова сама излучает свет, у него был «цветной» слух, он слышал тональности в цвете. И вот произошло это редкостное соединение, которое мне представляется ценным и интересным, ведь это в своем роде находка для концерта, я не помню, чтобы кто-то ещё такие вещи делал. Фрески отчетливо видны, когда темнеет… Изумительная работа Юрия Холдина — его даже сложно назвать фотографом, скорее — светописцем. Я видел его альбомы — это потрясающее искусство.

— Попробуйте сформулировать творческое завещание Свиридова. Что бы он мог сказать будущей музыкальной России?

— В основе «Песнопений и молитв» лежат тексты всех служб страстной недели, завершающихся Тайной Вечерей, событиями четверга. В основу цикла «Песнопений и молитв» легла скорее идея страданий, а не Воскресения: «Не рыдай Мене, Мати» — это последние слова Христа. Хотя сам по себе композитор Свиридов — это композитор Воскресения. Если можно говорить о какой-то главной теме в его творчестве, то это точно — Воскресение. Причём и в религиозном смысле, и, конечно же, в поэтическом. Даже такие, казалось бы, совершенно светские произведения, на слова, например, Маяковского — тоже пронизаны идеей поэтического бессмертия, хотя стихи никакого отношения, как вы понимаете, не имеют ни к религиозным сюжетам, ни к христианству. Так получилось, что Свиридову в конце жизни не удалось написать каких-то Воскресных песнопений, хотя они у него, конечно же, были… Одно Воскресное песнопение было написано ещё в конце 70-х, начале 80-х годов, и оно никак не связано с «Песнопениями и молитвами», не включено в этот цикл. Возможно, поэтому у него были такие печальные мысли — он считал, что «Россия погибнет и останется только в песнях». Свиридов воспринимал Россию как страну песни, печали, страну Христа. Концерт, в котором звучат «Песнопения и молитвы» Георгия Свиридова, называется «Страна Воскресения» — и это очень любопытно, эту фразу я видел на полях книги философа Ильина в библиотеке Свиридова. Не помню дословно, но смысл таков: Россия — это страна, которая вечно умирает и вечно воскресает, возрождается. Страна Воскресения! Значит, он жил какой-то тайной надеждой на то, что Россия непременно когда-то воскреснет.

Беседовала Ирина Стоклицкая

Смотреть видео «Страна Воскресения. Часть 1»

Смотреть видео «Страна Воскресения. Часть 2»

Зинаида Кудрина
Зинаида Кудрина Руководитель интернет-проекта
9 апреля 2012 просмотров: 2886 0
© 2008—2019, ДСОТ «Радость моя» Все права защищены.
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС77-49047
Лицензия на телевизионное вещание
выдана ООО «Телерадиокомпания «Мироздание»
ТВ №21075 от 18.06.2012, действует до 14.08.2023 г