Сообщить об ошибке Помочь телеканалу

Открытый урок. Блог

Духовная музыка — это передача опыта богообщения, опыта встречи с Христом

События

Оставлять сообщения могут авторизованные пользователи

Вход  Регистрация

На вопросы о духовной музыке ответил Художественный руководитель хора Третьяковской галереи Алексей Пузаков. Беседа состоялась в Большом зале Московской консерватории, где в преддверии Пасхи впервые был полностью исполнен цикл Георгия Свиридова «Песнопения и молитвы», сопровождаемый показом фресок Дионисия.

 

— Какова история Вашего хора, как всё начиналось?

— Наш хор был образован в 1994 году. Он был создан, прежде всего, как Хор храма Третьяковской галереи. У храма двойной статус: с одной стороны, это действующий храм, где совершаются богослужения, проходят чинопоследования, таинства Русской Православной Церкви. Но когда богослужений нет, он работает как храм-музей Третьяковской галереи, ведь в нашем храме находятся многие знаменитые иконы, в том числе и икона Владимирской Божией Матери, которая раньше много лет хранилась в стенах Третьяковской галереи. Сейчас она передана в наш храм, и здесь найден разумный и, на мой взгляд, красивый компромисс: икона остаётся в ведении государства и вместе с тем полностью доступна для поклонения и почитания верующими. И так как храм имеет двойное предназначение, такой же двойной статус имеет и наш хор. Наш хор поёт во время богослужений в храме, но при этом участвует в светской жизни Третьяковской галереи: мы поём на открытиях выставок, принимаем участие в различных программах, связанных с русской живописью. У нас также есть свои самостоятельные проекты, которые хор осуществляет в Большом зале Московской консерватории и в Доме музыки. В последние годы наша работа тесно связана с новыми духовными произведениями, которые создаются в России.

— Сколько лет вы руководите хором?

— Первый раз я встал за дирижёрский пульт, — точнее, не дирижёрский, это громко сказано, а за регентский, — в 1985 году. Я был тогда молодым ещё человеком, учился церковному пению и очень это любил. Однажды регент, которая должна была проводить службу, заболела и некому было управлять хором. Я всегда был смелым, а иногда даже наглым — я взялся и провел эту службу. На меня обратили внимание и стали поручать проводить богослужения. Сначала это были будничные служения, левый клирос, а правым клиросом, в том храме, где я обучался пению и церковному чтению, правым клиросом тогда управлял знаменитый московский регент, ныне покойный, Николай Васильевич Матвеев. Я говорю о Храме иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость на Большой Ордынке, где был знаменитый хор, и где в ещё в советские годы исполнялась Всенощная Рахманинова и Литургия Чайковского. Пение в этом храме высоко ценилось всегда. Именно там прошли мои юные годы, и такими были мои университеты. Затем я управлял архиерейским профессиональным хором в Вильнюсе, потом вернулся в Москву. И уже в Москве я был регентом хора в Храме Воскресения Христова на Ваганьковском кладбище и в Храме Святителя Николая в Кузнецах, — тоже известный московский храм. А когда было принято решение об открытии храма при Третьяковской галерее, туда был назначен протоиерей Николай Соколов, замечательный священник, который — помимо богословской степени и богословского образования — также имеет прекрасное музыкальное образование, он в свое время учился в Московской консерватории. Отец Николай стал настоятелем своего храма и мог сам подбирать хор и репертуар, соответствующий статусу храма-музея, мы с ним счастливо встретились и вот так по сей день и сотрудничаем.

— А как Вам кажется, с какого возраста человек может слушать и воспринимать такую музыку, которую исполняете Вы?

— Мне кажется, человек воспринимает музыку ещё в утробе своей матери. Это было отмечено некоторыми учёными, да и я могу привести некоторые примеры. У меня в хоре было несколько певиц, замечательных и преданных нашей работе, которые до последнего срока беременности пели в хоре. И дети, которые потом родились, очень тянутся и к церковному пению, и к клиросу. И, конечно, музыка сопровождает человека с самых первых дней жизни — это и колыбельная матери, и звуки природы, потому что я бы не отделял музыку от общего мировосприятия человека. Потому что чувство музыкальности — это умение слышать. Шум дождя, шелест листьев рождает какие-то особые эмоциональные состояния, настроения, которые потом можно воспроизвести в своей памяти. Музыка — это огромный океан. За время существования человечества создано множество стилей, музыкальных направлений, и каждому времени присущ свой ритм, свой какой-то строй. Но я думаю, что всё-таки самое главное качество музыки — это передача того, что нельзя сказать словами. Это передача какого-то сокровенного чувства, или знания, или опыта. Вот, например, духовная музыка — это передача опыта богообщения, опыта встречи с Христом, и передача этого опыта, передача этого чувства, это если не суть музыки, то, во всяком случае, главное её предназначение.

— Каковы перспективы развития духовной музыки? Ожидаете ли Вы всплеска интереса к такой музыке вообще?

— Вопрос о путях развития современной духовной музыки очень непрост, потому что есть совершенно разные эстетические вкусы, пристрастия и так далее. Кому-то нравится строгое знаменное пение — пение, близкое к обиходному звучанию; многие люди привыкли и любят слушать, например, «Покаяния отверзи ми двери» Веделя, что стало традиционным. То есть, сейчас мы имеем множество различных стилей, и сказать, по какому из них, и в каком направлении может развиваться современная духовная музыка, очень сложно. Как это мне представляется, в церкви сейчас возможно наличие нескольких стилей, и совершенно не обязательно приводить всё к какому-то единообразию. Мир разнообразен, и люди, живущие в нём, тоже разные. И это, наверное, неплохо, потому что нас Господь всех создал совершенно разными, и даже одно и то же событие мы все по-разному воспринимаем, хотя при этом одновременно нас объединяет какое-то единое чувство соборности, церковности, благоговения, любви к Богу. Я думаю, что разные стилистические рамки не должны восприниматься отступлением от веры. Главное — это искренность…

— Как построен цикл «Песнопения и молитвы»?

— Цикл «Песнопения и молитвы» состоит из 26 музыкальных номеров, написанных на основе богослужебной православной музыки, которые Георгий Васильевич объединил в пять тематических частей. И все эти номера, не очень связанные друг с другом, на первый взгляд, выстраиваются в симфонию, в которой говорится и о России, и о её прошлом, и о вере в будущее, и о месте человека, месте христианина в этом мире, и о его диалоге, обращении к Богу. Эти песнопения, эта музыка написана, конечно же, для концертного исполнения, потому что Георгий Васильевич довольно свободно подошёл к форме этих музыкальных номеров, и в строй современного богослужения они бы не вписались. Вместе с тем эта музыка, будучи концертной, и по форме глубока, и по содержанию. Потому что это действительно молитва, подлинное предстояние величайшей тайне, за которой находится то, что «не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило на сердце человеку». Георгий Васильевич создал совершенное какое-то произведение, не похожее ни на что. Конечно, оно опирается на вековой опыт и традиции русской духовной музыки. Вместе с тем это произведение, которое объединяет Историю с глубоким личным, я бы сказал, сокровенным предстоянием Богу.

— Как проходили репетиции цикла?

— Все дни, которые мы посвятили репетициям, были временем удивительного счастья и жизненной наполненности. Это я передаю свои ощущения, впечатления. На каждой репетиции открывался какой-то потрясающий удивительный мир... Я надеюсь, что этот цикл мы будем исполнять и в дальнейшем. Но радость и счастье первого открытия, — уж и не знаю, доведется ли ещё испытать с каким-то новым произведением…

— Не могли бы сформулировать главное отличие духовной музыки от светской?

— Принципиальное отличие в том, что духовная музыка всё — и скорби и радости — несёт к Престолу Божию, раскрывает человека в молитве перед Богом. Человек не одинок, он в этой музыке духовной изливает перед Богом свою душу. Духовная музыка — живая, искренняя, идущая от сердца. А вообще всё зависит от человека от его духовного устремления, его духовной обращенности.

Беседовала Ирина Стоклицкая

Смотреть видео «Страна Воскресения. Часть 1»

Смотреть видео «Страна Воскресения. Часть 2»

Зинаида Кудрина
Зинаида Кудрина Руководитель интернет-проекта
8 апреля 2012 просмотров: 2403 0
© 2008—2019, ДСОТ «Радость моя» Все права защищены.
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС77-49047
Лицензия на телевизионное вещание
выдана ООО «Телерадиокомпания «Мироздание»
ТВ №21075 от 18.06.2012, действует до 14.08.2023 г