Мария Ховенко родилась и выросла в Москве, в семье, где о профессии режиссёра знали не понаслышке. Детский максимализм поначалу не позволял признаться себе, что профессия эта интересует, манит, но со временем всё стало на места. Выпускнице ВГИКа пришлось поработать с разными жанрами, но в последнее время её жизнь связана преимущественно с анимацией. Мультипликация стала частью жизни. Благодаря креативному яркому мышлению Марии маленькие телезрители телеканала имеют возможность сопереживать истории бывшего детдомовца Мишки и его таинственного друга. В работе для телеканала «Радость моя» режиссёр ценит возможность делать «глубокое» кино — о важных вопросах бытия, о душе. Считает, что для творческого человека это большая удача — делать то, что интересно тебе самому!
— Кем мечтали стать в детстве? Это случайность или закономерность, что Вы стали режиссёром? Повлияли ли родители на выбор вашего жизненного пути?
— С юных лет непременно хотелось быть очень полезной обществу, одно время я даже мечтала стать коровой… В раннем детстве корова казалась самым нужным, самым уютным существом — давала детям молоко. Понятно, что с возрастом желания менялись. Занятия рисованием позволили мне некоторое время мечтать о профессии художника, а учёба в 91-й московской экспериментальной школе при Академии Педагогических наук — о карьере психолога. В школе мы учились по особой программе, способствующей раскрытию творческого потенциала детей. Мне настолько понравилось быть «предметом исследований», что после школы я уверенно пошла работать лаборантом в Психологический центр при этой же Академии пед.наук. И всё же почва для разных моих зарождающихся профессиональных интересов была подготовлена недостаточно хорошо, а вот с режиссурой всё оказалось с точностью наоборот. К папе — режиссёру популярного тележурнала «Ералаш» Валентину Ховенко — я часто приходила в детстве на съёмки. Действо, происходящее на площадке, меня завораживало, что, конечно же, не могло не отразиться на моих жизненных планах. (Прим. редактора: Ховенко Валентин Михайлович — писатель, режиссёр, сценарист («Глаза», «Мой муж — инопланетянин», «Курица», «Остров ржавого генерала», «Воробей на льду»). Впрочем, мысль учиться на режиссёра пришла уже лет в 18, иначе говоря, в том возрасте, когда решения уже носят вполне осознанный характер.
— Насколько длинным был путь в профессию?
— Каждому молодому человеку, тем более творческой профессии, непременно надо встретить своего Учителя, Мастера. Так получилось, что своего Учителя я нашла не сразу. Сначала проучилась пару лет в Гуманитарном институте телевидения и радиовещания (ГИТР), а позже поступила во Всероссийский государственный институт имени С.А. Герасимова (ВГИК). Там-то и произошла, наконец, знаменательная встреча. Владимир Михайлович Кобрин, в мастерской у которого я набиралась опыта во ВГИКе, позволил нам, студентам, поэкспериментировать вволю, дал возможность попробовать себя в разных стилях и жанрах. Порой мы даже жили целым курсом у нашего преподавателя дома, просто не могли вырваться из захватывающего творческого процесса. Владимир Михайлович никогда не давил своим авторитетом, а просто бесконечно доверял, можно сказать, бережно растил из нас будущих режиссёров. Это было очень счастливое время.
— Приходилось ли о чём-то сожалеть в своей жизни?
— Жалею лишь об одном — о том, что папа не смог увидеть мои работы. Его не стало, когда я готовилась к диплому, он видел только наброски. Уверена — он мог бы поделиться со мной какими-то профессиональными секретами. И уж точно бы не стал меня хвалить просто так.
— Так что же Вам всё же ближе по духу — игрововое кино или анимация? Для телеканала «Радость моя» Вам пришлось поработать и с игровыми сериалами («Остров открытий»), и с документальным кино («Моя Третьяковка»), и с анимацией («Закон Божий», «Повесть временных лет», «Кто-то рядом»).
— Очень сложный вопрос. Несмотря на полученный во время учёбы опыт, в качестве диплома я всё же снимала игровое кино. Позже были и документальные проекты (например, о художнике Василии Кандинском), и детские («Остров открытий»), что в тот момент для меня самой стало неожиданностью. Работать с детьми очень интересно, но непросто: сложнее всего — направить неуёмную детскую энергию в нужное режиссёру русло. Но когда всё получается — это просто здорово! А потом в моей жизни появилась анимация, и теперь это уже тоже часть меня. И я люблю эту часть.
— Этот год оказался для Вас плодотворным. Вас можно поздравить — недавно Вы завершили работу над последней серией мультфильма «Кто-то рядом». Какие чувства при этом испытываете? Радость или опустошённость?
— Наверное, разделять эти чувства было бы неправильно, я испытываю и то, и другое. Главное — не останавливаться, двигаться дальше.
— Режиссёр работает с авторским материалом. Насколько близка Вам была предложенная сценаристом Ольгой Клюкиной тема — присутствие в жизни помощи свыше?
— По мере взросления мир ребёнка усложняется, «трудные моменты» наступают чаще, переживаются серьёзнее, иногда — болезненно. Это естественно и необходимо для взросления, понимания себя и мира. Без этого никак не обойтись. Иногда кажется, что мы преодолеваем сложные жизненные ситуации в полном одиночестве, хотя это, конечно же, не так. Если человеку сильно и остро необходимы помощь и поддержка, они непременно приходят. Знаю по себе — я всегда чувствую присутствие Ангела-хранителя в моей жизни. Необыкновенно светлые события, чудеса, происходили в моей жизни с самого детства. Я их все прекрасно помню и бережно храню в душе. Поэтому тема Божией помощи мне очень понятна и близка.
— Могли бы рассказать о каких-нибудь необыкновенных событиях в Вашей жизни?
— Как чудо я воспринимаю общение с некоторыми людьми, например, с женщиной, которая стала моей крестной. Однокурсница моего папы, по профессии тоже кинорежиссёр, однажды приехала в больницу, чтобы снимать сюжет о сёстрах милосердия. Приехала… и осталась там навсегда. Когда мне было 14 лет, она привела меня в этот больничный храм, благодаря ей я пришла к вере, приняла Крещение.
А сразу же после Крещения произошло ещё одно чудесное событие в моей жизни, которое даже нашло отражение в заключительной истории о Мишке и его таинственном друге. Я с другими подростками отдыхала в лагере, недалеко от которого находился старый заброшенный храм. Каждый день мы приходили в этот храм и понемногу очищали его от мусора. Работа была кропотливая, тяжёлая. И вот однажды, к моему большому изумлению, в пыли я нашла священническое облачение. Оно хорошо сохранилось, но при этом не было сомнений, что оно пролежало под грудами мусора не одно десятилетие. Эта находка стала прообразом знаменательной встречи главного героя с его таинственным другом в последней серии мультфильма «Кто-то рядом».
— Как Вы считаете — кто зритель сериала «Кто-то рядом»: дети или взрослые?
— Очень надеюсь, что этот мультфильм будет интересен и взрослым, и детям. Дети будут следить за развитием истории нашего главного героя — мальчика Миши и его подруги, а взрослые оценят ретро-стиль мультфильма. Возможно, они вспомнят волшебные моменты своего детства.
— Хочется ли Вам продолжить историю о Мишке или основная идея уже реализована?
— Мне кажется, что история про Мишу вполне раскрылась в четырёх частях. События происходят в разное время года. У каждой истории свой смысл, и Миша, наш главный герой, внутренне постепенно растёт, узнавая все больше про себя, окружающий мир и своего загадочного друга.
— Работа в команде всегда предполагает взаимообогащение: опытом, знаниями. Как Вам кажется, изменила ли Вас работа над фильмом?
— Да, естественно, этот проект на меня повлиял. Для создания мультфильма была собрана очень интересная команда, у многих было чему поучиться, чувствовалась невероятная поддержка, особенно со стороны нашего продюсера — Алины Ивах. Желание поделиться мастерством и знаниями, трудолюбие, сила воли для решения непростых творческих и технических задач членов нашей творческой группы — вот что имеется в виду. Тем не менее, настолько сложного проекта у меня ещё не было, потому что я привыкла к быстрому результату, а здесь мне приходилось терпеливо ждать финала 6 месяцев (примерно столько делается одна часть). Анимация с одной стороны дарит полную свободу — можно нарисовать любой персонаж и поселить его в любой, самый фантастический мир в соответствии с поставленной задачей. С другой стороны — это бесконечные компромиссы, на которые приходится идти из-за выбранной техники мультфильма и сжатых сроков. При этом мне было очень интересно отбирать стихи и музыку для нашего саундрека: для меня, человека без музыкального образования, это был очень полезный опыт, тем более что сотрудничать пришлось с очень талантливыми людьми.
— Что бы Вы хотели пожелать зрителям «Кто-то рядом»?
— Зрителям хотелось бы пожелать новых открытий во время просмотра нашего мультфильма, ведь важные вещи не всегда лежат на поверхности. А ещё я была бы рада, если бы наш фильм помог кому-то увидеть чудеса, которые находятся совсем рядом, надо только внимательно осмотреться.
— Многие творческие люди в своих работах ориентируются на «конкретных» зрителей: своих детей, семью. Совсем недавно Вы стали мамой — иначе говоря, у Вас теперь тоже есть не абстрактный, а свой «родной» зритель. Хочется ли создать что-то особенное для своего сына?
— Конечно, хочется. Но для начала — не анимационный фильм, а книжку с картинками. Я вообще против того, чтобы дети до 5 лет смотрели мультики, считаю, что телевизор искажает детское непосредственное восприятие жизни. Честно говоря, у меня даже телевизора дома нет, и не у меня одной. Оказалось — многие мои знакомые сознательно сделали такой же выбор и теперь искренне радуются тому, как много времени они могут посвятить своим близким! Иллюстрации для книжки хочу подготовить сама, я немного рисую. Главный герой — маленький мальчик, который дружит с животными. Кто знает — возможно, эта простая история в картинках со временем превратится в очередной мультфильм! Думаю, что детям это будет интересно.
— Вы сказали, что после завершения работы над очередным проектом главное — не останавливаться. Каковы ближайшие творческие планы?
— В планах — продолжение серии «Жития святых». В этот раз мы хотим нашим зрителям рассказать о князе Владимире, крестителе Киевской Руси. Я люблю работать с Екатериной Беляковой («Повесть временных лет», «Кто-то рядом»), она талантливый художник, трудоголик, настоящий перфекционист. Можно смело сказать, что такой художник — мечта любого режиссёра. Для неё нет ничего невозможного, любые мои сумасшедшие идеи она с лёгкостью претворяет в жизнь. Не хотелось бы забегать вперёд, могу лишь сказать, что этот проект будет значительно отличаться от всех предыдущих по форме. Иногда мне кажется, что излишне насыщенный цвет отвлекает от главного… Трудно пока что-то прогнозировать, в одном я уверена точно: в нашем мультфильме непременно будет звучать музыка изумительного композитора Антона Вискова.
— С телеканалом «Радость моя» Вы сотрудничаете уже более 6 лет. Что Вас привлекает как профессионала в работе здесь?
— Больше всего я ценю возможность делать вот такое некоммерческое «глубокое» кино, будь то игровые проекты или анимация: о важных вопросах бытия, о душе. Это большая удача для любого творческого человека — делать то, что интересно тебе самому!
Зинаида Кудрина
Руководитель интернет-проекта
|
24 декабря 2012 | просмотров: 3497 | 0 |